Несколько лет назад было сложно говорить о культуре на рынке недвижимости. С приходом на рынок федеральных агентств начали формироваться правила и стандарты обслуживания, повышающие качество услуг
Однако есть еще и другие факторы развития этого рынка. Об этом в специальном сюжете РБК-Татарстан.
По словам Президента гильдии риэлторов Татарстана Андрея Савельева на данный момент в республике насчитывается более 350 агентств недвижимости, 90 из которых являются членами гильдии. Среди них есть агентства полного цикла с большим штатом сотрудников (до 50 человек) и небольшие агентства со штатом от 1 до 3 человек. Этот рынок начал формироваться в тот момент, когда люди, воспользовавшись правом приватизации, начали продавать свою частную собственность. Пик открытия агентств недвижимости пришелся на начало 2000-х. Тогда же получили массовое распространение газеты с объявлениями о продаже квартир, являющиеся на тот момент основным каналом коммуникации.
В основном агентства работали по принципу «купи-продай», создавая тем самым в глазах участников сделок образ совершенно ненужного посреднического института между покупателем и продавцом. Спустя некоторое время начались изменения в законодательстве, за которыми население не успевало следить, и доверие к риелторам возрастало. Риелторы отвечали на основные вопросы продавцов и покупателей и получали авторитет гаранта надежности. Стоимость услуг агентств, как правило, закладывалась в стоимость объекта, тем самым увеличивая ее для покупателя. При этом агентство занималось рекламой и продвижением объектов недвижимости на рынке.
В середине 2000-х стал активно развиваться рынок первичного жилья. В Казани появилось несколько строительных компаний, продающих квадратные метры в новостройках с чистовой и черновой отделкой. Тогда же населению было представлено долевое строительство, и на этапе котлована можно было купить жилье по очень выгодным ценам. Отделы продаж строительных компаний начали создавать конкуренцию агентствам недвижимости. При этом последние проигрывали в цене, ведь вся маржинальность сделки находилась в надбавленной стоимости на квартиры, соответственно работать с застройщиками им было невыгодно.
Переломным моментом в развитии взаимоотношений стали договоренности отделов продаж застройщика с агентствами недвижимости о партнерской стоимости реализации квадратных метров, по которой всем участникам рынка было бы выгодно продавать. Так, компания АК БАРС Недвижимость инициировала направление по созданию цивилизованного рынка и расширила границы сотрудничества, продавая квартиры через риелторов. Основной акцент компания сделала на обучение. И в середине 2016 года был организован первый семинар для риелторов, который собрал более 400 риелторов из разных городов: Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чебоксар. К концу года число риелторов, сотрудничающих с компанией возросло до 600 и уже можно подвести определенные итоги.
«Можно с уверенностью сказать, что благодаря такому сотрудничеству на рынке недвижимости формируется новая культура отношений, — говорит Олег Митюнин, заместитель директора компании АК БАРС Недвижимость. — Совместная работа обеспечивает грамотность сопровождения и правовую безопасность, а также открытость отношений с клиентами – ведь в выигрыше остаются, в первую очередь, клиенты: нет задержек по сделке с его недвижимостью, все происходит максимально быстро и четко. В сегодняшних реалиях в борьбе за клиента побеждают профессионалы, создавая лучшие условия. И мы мотивируем наших партнеров становиться еще лучше, развиваться и вводить новые услуги».
Сегодня качество оказываемых услуг на рынке недвижимости существенно выросло, в том числе и благодаря семинарам, на которых встречаются риелторы и обмениваются опытом. Однако зоны роста еще существуют.
«До европейского уровня обслуживания клиентов, когда деятельность специалиста по недвижимости превращается в своего рода шоу, нам конечно еще далеко, – считает Марат Галлямов, директор агентства недвижимости ЭТАЖИ. – В Европе покупателям демонстрируются лучшие нюансы квартиры с включением эмоционального фона и нескольких каналов коммуникации. Так, риэлторы заранее приезжают в помещение, заваривают кофе, ставят на стол круассаны, наполняя комнату ароматом хлеба. Открывают окна для заполнения комнаты светом, прячут все проблемные места и описывают клиенту его будущую счастливую жизнь в этой квартире в случае ее покупки. В России подобные техники применяются крайне редко, однако профессиональные специалисты хорошо знакомы с ними, и используют их при работе с клиентами».
Профессиональные специалисты в области недвижимости по итогам 2016 года получили награды и поздравления от лица компании «АК БАРС Недвижимость» за активную работу на рынке и укрепление партнерских отношений. А три агентства были отмечены почетными грамотами в деле развития цивилизованного рынка недвижимости. Ими стали ФЛЭТ, ЭТАЖИ и ИП Фаррахов А.Ф. Организаторы обещают, что ряд мероприятий по усилению профессионализма в сфере риелторских услуг будет продолжен и в 2017 году. Уже в ближайших планах компании расширение спектра предоставляемых услуг страхования и оформления недвижимости на любой стадии. В этом году планируется проведение семинаров совместно с банками, по итогам которых будут разрабатываться новые совместные продукты на рынке недвижимости.
Источник: РБК